История создания автомобиля и автомобильная промышленность СССР

Автор: Администратор 28 февраля 2014


История создания автомобиля и автомобильная промышленность СССР

стория создания автомобиля и автомобильная промышленность СССР.

Автомобилем называют самодвижущийся экипаж с энергетической установкой, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам.

Автомобиль появился в конце прошлого столетия и в наш век стал самым распространенным видом транспорта. За короткий срок, исчисляемый жизнью одного поколения, автомобиль прошел путь от тихоходной коляски, мало чем отличающейся по своим удобствам и внешнему виду от обычной извозчичьей пролетки, до современной сложной, маневренной, красивой и быстроходной машины. Быстрому развитию автомобиля предшествовал длительный труд многих ученых и изобретателей в течении двух столетий.

Первая известная в истории «самобеглая коляска», приводимая в движение мускульной силой человека, была создана в 1751г. русским крестьянином Л. Шамшуренковым. В 1971г. талантливый механик И.П.Кулибин построил оригинальную трехколесную самокатную тележку с педальным приводом. Коляска имела маховик, подшипники качения, шестеренчатые передачи, тормоза и другие детали и механизмы, используемые и в современном автомобиле.

После изобретения паровой машины наступил новый этап в развитии самодвижущихся экипажей. В 1769г. французский инженер Кюньо создает трехколесный паровой автомобиль. В середине XIX в. появляется много конструкций паровых автомобилей в России, Англии и других странах , но громоздкость, сложность и неэкономичность паросиловой установки явились серьезным препятствием для ее использования на автомобиле. Ускоренное развитие автомобиля началось после появления в 1860-1870гг. двигателя внутреннего сгорания. В 1879г. русский военный инженер Костович создал восьмицилиндровый карбюраторный двигатель для дирижабля мощностью 80 л.с. (59 квт). Первый в мире легковой автомобиль был построен в России в 1882г. инженерами Пути ловым и Хлобовым. В Германии в 1886г. появляются трехколесные автомобили Бенца и в 1887г. – четырехколесный автомобиль Даймлера. В начале ХХ в. автомобилестроение получает бурное развитие в США.

В технически отсталой России автомобильное производство не было налажено. Только в 1910г. рижский Русско-Балтийский завод начал выпускать легковые автомобили и за 6 лет изготовил 450 машин. В 1915г. производство автомобилей на этом заводе было прекращено.

Молодая советская республика получила в наследство от царской России парк из 10000 полуразбитых иностранных автомобилей различных марок.

1924г. является годом зарождения отечественного автомобилестроения. Из ворот московских автомобильных мастерских выходят первые советские грузовые автомобили АМО Ф-15 грузоподъемностью 1,5 т. В 1926г. осваивает мелкосерийный выпуск грузовых автомобилей Я-3 Ярославский завод. К 1929 г. было выпущено всего 1546 автомобилей, что не могло удовлетворить потребности народного хозяйства страны.

Массовый выпуск автомобилей был начат в конце первой пятилетки. Накопленный в предыдущие годы опыт серийного производства автомобилей позволил в короткие сроки построить два крупных автомобильных завода: один в г.Москве (ЗИС – завод имени Сталина) с годовой программой 25 тыс. автомобилей, а другой в г.Горьком (ГАЗ) производительностью 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-1933гг. эти заводы начали массовое производство грузовых автомобилей ЗИС-5 грузоподъемностью 3т. и ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5т. После некоторой модернизации в 1936г. автомобилю ГАЗ-АА была присвоена марка ГАЗ-ММ.

Тяжелые грузовые автомобили ЯГ-4 и ЯГ-6 производит Ярославский автомобильный завод.

Организация массового выпуска автомобилей потребовала создания и развития многих смежных производств – шин, электрооборудования, подшипников, топливной аппаратуры, бензинов и смазок и др. Успешное решение всех этих сложных задач позволило Советскому Союзу выйти в 1937г. на первое место в Европе и второе в мире (после США) по выпуску грузовых автомобилей.

В небольшом количестве выпускались выпускались легковые автомобили ГАЗ-А (с 1932 по 1936г.), а с 1936г. – ГАЗ М-1 и ЗИС-101. В 1940г. на Московском автомобильном заводе было начато производство малолитражных автомобилей КИМ-10, прерванное войной.

Грузовые автомобили ЗИС и ГАЗ обеспечили в предвоенные годы автоперевозками бурно развивающуюся промышленность и коллективное сельское хозяйство. Они с честью выдержали тяжелые испытания Великой Отечественной войны. За четыре года войны автомобильные части Советской Армии перевезли более 100 млн. т. различных военных грузов.

В послевоенные годы начинается полное обновление продукции, выпускаемой автомобильными заводами страны. Заводы реконструируются, оснащают ся современной техникой и налаживают производство новых грузовых автомобилей: ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5т. (с 1946г.), ЗИС-150 грузоподъемностью 4т. (с 1948г.), дизельных ГАЗ-М-20 и ЗИС-110. созданный во время войны на Урале в г.Миасс автозавод с 1944г. выпускает модернизированные автомобили ЗИС-5 (УралЗИС).

Расширяется география автомобильной промышленности, строятся автомобильные заводы в различных республиках страны: в Москве – завод малолитражных автомобилей (МЗМА), первая продукция которого – автомобиль «Москвич-400» - появилась на дорогах страны в 1947г.; в Минске – завод дизельных автомобилей-самосвалов МАЗ-205 и бортовых МАЗ-200, в 1951г. этот завод осваивает выпуск самых тяжелых отечественных автомобилей – 25-тонных самосвалов МАЗ-525; во Львове – автобусный завод, который с 1955г. выпускает городские автобусы ЛАЗ-595; в г.Катауси – завод по производству автомобилей самосвалов КАЗ-600 и тягачей; в г. Ульяновске – завод по выпуску легковых автомобилей УАЗ-451 грузоподъемностью 0,8т.; в г.Павлово – автобусный завод, выпускающий автобусы ПАЗ-651.

Источник: М.М. Томушев "Устойство автомобилей" 1968г.
При копировании информации ссылка на наш сайт обязательна!

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!




Cмотреть все автомобили

Ретро фотографии

Holden Efijy: Супермощное ретро